Рейтинг@Mail.ru
Как работают поисковые системы?

Как работают поисковые системы?

Информационный обмен между пользователями и создателями информационных феноменов осуществляется с целью снятия неопределенности - получения/передачи знаний и контекста понимания действительности. Заказчиком услуг поисковой системы может быть, как пользователь, так и распространитель информации. В первом случае пользователь является субъектом рационального выбора, и поисковая система отвечает за поиск релевантных и качественных ответов на его запросы. Во втором – распространители информации манипулируют пользователем, используя информационное доминирование для иррационального выбора пользователей в свою пользу.

Самостоятельный выбор информации ослабляет власть системы над личностью. Политические партии борются за власть. Очевидно, поэтому еще ни одна партия не поддержала концепцию поиска, при которой субъектом выбора информации стал бы пользователь.

Стратегей развития ИТ была приняла бандитская и не демократичная концепция доминирования распространителей информации: «доступ к своей продукции интернет-компании предоставляют бесплатно. Главным источником их дохода являются онлайн-платежи и реклама». Пользовательское соглашение Яндекса показывает, что свои услуги Яндекс оказывает не пользователям, а распространителям информации, а пользователи на качество предоставления им информации влиять не могут: ввиду безвозмездности услуг, нормы о защите прав потребителей, предусмотренные законодательством РФ, не могут быть применимыми к отношениям между Пользователем и Яндексом.

П

О

С

Т

А

В

Щ

И

К

И

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й   Б А Р Ь Е Р    И Н Ф О  -  П О С Р Е Д Н И К О В

П

О

Л

Ь

З

О

В

А

Т

Е

Л

И

Разница цен

Умножение конкурентов

На примере: «билеты на самолёт».

Конкуренция посредников

(контекстная реклама)

111%

110%

141%

120%

100%

111%

105%

124%

Создается искусственно за счет дублирования и тиражирования агрегаторами наборов не уникальной информации.

ozon.travel

momondo.ru

anywayanyday

aviasales.ru

avia.yandex.ru

avia.tutu.ru

skyscanner.ru

AviaShop.ru

Конкуренция посредников генерит поисковым системам:

Яндексу - 51 млрд. Google - 30 млрд.

∑= 81 млрд. руб./год. >1000 руб./год на пользователя.

yahoo

bing

google

Яндекс

Rambler

Baidy

Search

Mail

Комиссия агрегатора

Доля участия в получении комиссии:  человека

рекламы

20% Специалисты – муж на час, консультанты, психологи, ремонт.

Высокая – приходится отслеживать неуплату комиссий, содержать штат для обзвона.

Высокая

15% Бронирование гостиниц, квартир посуточно.

Высокая – приходится отслеживать неуплату комиссий, содержать штат для обзвона.

Высокая

20 – 100% Риелторы

Высокая - показы квартир, заключение договоров.

Средняя

8 – 15% Бронирование билетов

В зависимости от возможности возврата билетов.

Высокая

20 – 100% Ритейлеры

Высокая – логистика, возвраты, склад.

Средняя

Поисковые системы.  

Pay Per Click, плата за клик.

Средняя – 2500 асессоров Яндекса сначала вручную рандомируют сайты для назначения ранга машине.

Прибыль

5%  Aliexpress.com

   Низкая

Низкая

В e-commerce эта концепция вытекает из идеи предоставления информации через посредников, с атрибутами скрытия реквизитов, взимания комиссий и участия в конкуренции за приоритетное размещение сниппетов. Вся суть инфо-бизнеса сводится к вымогательству за счет создания неудобства поиска - выстраиванию между запросами пользователей и реквизитами производителей информационного барьера из сайтов агрегаторов - информационных агентств, ритейлеров, систем бронирования и прочих посредников. Данные, представленные в разных агрегаторах, неполные, а цены на одни и те же объекты  разные. Поэтому пользователи при поиске товара по меньшей цене вынуждены совершать «мартышкин труд» - прокликивать множество объявлений, либо покупать с переплатой посредникам. Принятая Правительством Стратегия обрекает пользователей на потери времени и переплаты, которые увеличивают доходы поисковых систем на увеличении кликов.

А. Смит писал: «конкуренция среди продавцов на рынке гарантирует, что нацеленные на получение прибыли производители станут выпускать продукты с минимально возможными издержками». Конкуренция за приоритетное размещение объявлений создаёт прямо противоположный эффект: чтобы занять более приоритетное размещение в показе, рекламодатель платит поисковой системе или агрегатору. Конкурент, чтобы вернуть свой сниппет на прежнюю позицию, вынужден заплатить еще больше. За всю эту конкуренцию в конечном итоге платит пользователь.

Вместо предоставления прямого и безлюдного доступа к реквизитам производителей, посредники тратят ресурсы на скрытие реквизитов поставщиков и взимание комиссий ручным способом.

Издержки пользователей для инфо-посредников являются доходом. Но экономикой можно назвать услуги, которые создают ценности, приносят пользу или сокращают издержки. Деятельность информационных посредников, которые дублируют и тиражируют наборы одних и тех же не уникальных объявлений, никакой ценности не создает, повышает цены и увеличивает время поиска, т.е. приносит пользователям вред. Издержки получения комиссий, маржа агрегаторов и конкуренция за приоритетное размещение вытягивают с пользователей ~ 350 млрд. руб./год, или 4600 руб./год на пользователя.

«Бесплатная» монетизация обходится пользователям гораздо дороже, чем обходился бы платный поиск. Если всю информацию поставщиков сконцентрировать в тематических информационных платформах, то при автоматизированной выдаче информации доли расходов на участие человека и приоритетное размещение исчезнут. С обслуживанием такого ресурса справится 250 средней руки программистов и модераторов. При средней зарплате 2 млн. руб./год * 250 = 500 млн. руб./год + 500 млн руб./год накладных расходов = 1 млрд. руб./год. Делим на 75 млн., и получаем 13 руб./год на пользователя.

Бережливый интернет (Lean internet) и сокращение информационных издержек должны были начаться сразу вместе с автоматизацией поиска информации ИКТ. Но интернет появился в лихие 90-е, когда еще никто не понимал к чему приведет концепция, при которой место в выдаче поисковой системы гарантирует сайту не релевантность, а плата за приоритетное размещение. Сейчас произошло осознание и возник тренд уберизации - создания прямых коммуникаций производителя с потребителем. Уберизация не может быть достигнута только техническим решением: убер-сайт, не получающий комиссию и не оплачивающий приоритетное размещение, поисковые системы не показывают.

Современные ИТ предоставляют возможность выборки и фильтрации информации. Единственным эффективным решением может быть абонентская плата услуг поиска теми, кто информацию ищет - пользователями. Между коллективным пользователем и поисковыми системами должен быть заключен общественный договор, гарантирующий убер-системам постоянное место в выдаче по соответствующим запросам. Как только это произойдет, конкуренция за место показа сайтов спекулянтов теряет всякий смысл. Вместо неё появится здоровая конкуренция за цену и качество между поставщиками. И пользователи начнут покупать не у спекулянтов, а у производителей. Но для этого нормы Закона о защите прав потребителей  должны неукоснительно распространяются на пользователей интернет-компаний.

Спасение пользователей – дело рук самих пользователей.

Подписывайте петицию >>>

Контакты:

Лунёв Сергей, независимый аналитик

+79859233774  

79859233774@mail.ru